
Личностное портфолио - эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для учеников начальных классов, когда ребёнок начинает только понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ( "я реальный, я идеальный" );
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Титульный лист.
- Содержит основную информацию ( фамилия и имя ученика, учебное заведение и класс), контактную информацию и фото ученика.
Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Раздел "Мой мир".
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка. Возможные заголовки листов:
- "Моё имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребёнка редкая или красивая фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
- "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье, описать своё генеалогическое древо.
- "Мой город" - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребёнком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места ( пересечения дорог, светофоры ).
- "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учёбе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
- "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
- "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что ...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребёнок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Радел "Моя учёба".
Раздел "Моя общественная работа".
Раздел "Моё творчество".
Раздел "Мои впечатления".
Раздел "Мои достижения" ( хронологический порядок).
Заключительный раздел "Отзывы и пожелания" (положительная оценка педагога, учителя и родители высказывают рекомендации и пожелания).
Ещё о портфолио можно посмотреть здесь
http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html