Суббота, 27.04.2024, 18:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Крутько Натальи Евгеньевны

Форма входа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 514
Погода
Гости
Гости онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кто on-line?
Мини-чат

Из опыта работы

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Конспект урока к 1 сентября.
[ Скачать с сервера (9.85 Mb) ] 26.08.2011, 08:25
Конспект урока к 1 сентября "От пера до компьютера" с презентацией.

Тема урока: «От пера до компьютера».

Цели урока: 

- Сформировать у учащихся понимание необходимости преобразований в истории общества;

- рассказать о новом в процессе образования;

- создать условия для формирования позитивного настроя учащихся к изменениям в образовании;

- содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.

                                                  Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех сегодня. В нашем классе будут учиться новые ребята. Давайте познакомимся с ними.

- Какой праздник сегодня отмечает наша страна?

- А знаете ли вы, что это государственный праздник с 1984года.

- А почему именно 1 сентября выбрано для него?

- Как вы думаете, всегда ли школа была такой, как сейчас?

  - Что, на ваш взгляд, поразило бы ученика, попавшего по мановению волшебной палочки из школы прошлого в школу сегодняшнего дня? Пофантазируйте!

 - А могло ли ему что-то показаться знакомым в современной школе?

- Давайте отправимся в путешествие в прошлое на машине времени.     Слайд 2

- Слайд 3 В первобытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче опыта, знания, традиций участвовали все члены общества.  Приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.            

-  Слайд 4    Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.

Подавляющая часть населения –  крестьянство – обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

- Огромные преобразования были при царе Петре Первом.   Слайд 5

- Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни в Москве открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии.    Слайд 6 - 8

В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах учебных заведений: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных – для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия», в которой обучали в основном иностранным языкам.

Особенно отметим цифирные школы. 

 Появление первых цифирных школ было связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный характер.

Указы 1714 – 1715 годов предписывали заводить в каждой губернии цифирные школы и записывать в них дворянских недорослей, а также детей государственных служащих, зажиточных мещан и приказных в возрасте от 10 до 15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения.

В 1715 году, с появлением дворянских учебных заведений, цифирные школы были преобразованы во всесословные (в список «всех» сословий, однако, не входили крестьяне). Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов.  Вместе с тем специальное математическое и техническое образование не встретило признания у отдельных сословий. В 1716 году от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян. Под предлогом пополнения архиерейских школ была отозвана из цифирных школ большая часть детей духовенства. В 1744 году они были слиты с гарнизонными школами.

- Рассмотрим гравюру из «Азбуковника» Бурцева. Какая была школа в то время, как проходили уроки, расскажите.      Слайд 9

- Был  выработан пространный, состоящий из 164 правил поведения малолетних детей в семье, в храме, в училище, за обедом, при встречах со взрослыми, в играх, сочиненный в форме вопросов и ответов свод их благолепных обычаев. Автором этого сочинения, озаглавленного «Гражданство обычаев детских», был Епифаний Славинецкий, приглашенный в 1649 году из Киева в Москву «для научения детей славянороссийского народа еллинской науке». Тогда только впервые узнала Русь о существовании и таких наук, как педагогика и педиатрия.

- А теперь мы отправимся в земскую школу. Что же это за школа?  Слайд 10

- Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Помимо обязательных предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение), земские учителя факультативным порядком преподавали природоведение, географию, историю. Земства снабжали учителей лучшими из существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные библиотеки. Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Так как обучение не было обязательным, родители посылали детей в школу по желанию, четкого начала и окончания учебного года не существовало. Обучение, в среднем, продолжалось около 6 месяцев в году. Большинство детей не заканчивало полный курс земской школы, так как крестьяне в массе не считали образование сверх простой грамотности необходимым.
Учебный курс земской школы не давал никаких прав по образованию при поступлении на государственную службу и призыве на военную службу. Прохождение курса земской школы не давало права на поступление в средние учебные заведения, кроме как в их первый класс на равных основаниях с детьми, прошедшими домашнее образование.

- Рассмотрим картину Н.П. Богданова- Бельского «Устный счёт».     Слайд 11

На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в  прошлом ученик Рачинского.

- Мы рассмотрели репродукции картин, которые помогли нам узнать в каких школах и как обучались дети. А что же сейчас?                   Слайд 12

-  Как изменилась организация работы учащихся?

 - В чем вы видите изменения функции учителя?

 - Как изменилось оборудование урока?

 

- А чему вас учит школа?

- Послушаем известную вам песню «Учат в школе».

- Что вы ещё можете добавить?

- Мы продолжим обращение к песням о школе, хорошо знакомым вам. Вот куплет из «Песни первоклассника» (музыка Э. Ханка, слова И. Шаферана):

Нагружать все больше нас стали почему-то,

Нынче в школе первый класс

Вроде института,

Нам учитель задает с иксами задачи.

Кандидат наук и тот над задачей плачет…

- При всей шуточности этой песни, она ставит целый ряд действительно серьезных вопросов, на которые я прошу вас ответить:

- Почему учиться стало сложнее?

- Не лучше ли, на ваш взгляд, снизить уровень требований к школьникам?

- Я предлагаю обратиться к маленькому фрагменту еще одной песенки о школе. (Можно не прослушивать музыкальный фрагмент, а лишь напомнить часть стихотворения Ю. Энтина):

  Первоклашка, первоклассник,

  У тебя сегодня праздник!

  Он серьезный и веселый –

  Встреча первая со школой.

 

  Пусть на плечи ложатся заботы,

  Но тебе ли о них унывать?

  С понедельника и до субботы

  Будешь знания ты добывать.

 

-  Обратите внимание на слова: «будешь знания ты добывать». Поэт Ю. Энтин – был учителем и поэтому формулирует очень точно: «знания добывать». А почему не будет столь точным сказать: «знания получать»? Какое требование к современному ученику проявляется в формуле: добывать знания?»

- Вы учитесь в московской школе. Московская школа имеет особый статус, она находится в центре России, центре науки и культуры. Условия московской жизни дают лучшие возможности для развития школ города.

 

- Давайте  вместе с вами ответим на вопросы.            Слайд 13

- Как вы думаете,  будет ли школа стоять на месте или обучение и преподавание всегда будет идти вперёд? Почему?

- Нарисуйте школу, о которой вы мечтаете.

                                                                                                    Слайд 14

 




 

 

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: nata106
Просмотров: 9869 | Загрузок: 863 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Считаем дни...
Осталось...
Часы
Поиск
Друзья сайта
Наша кнопка


Код кнопки:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz