Конспект урока к 1 сентября "От пера до компьютера" с презентацией.
Тема урока: «От
пера до компьютера».
Цели урока:
- Сформировать у учащихся понимание необходимости
преобразований в истории общества;
- рассказать о новом в процессе образования;
- создать условия для формирования позитивного настроя
учащихся к изменениям в образовании;
- содействовать в воспитании активной гражданской позиции
школьников.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех сегодня.
В нашем классе будут учиться новые ребята. Давайте познакомимся с ними.
- Какой праздник сегодня отмечает
наша страна?
- А знаете ли вы, что это
государственный праздник с 1984года.
- А почему именно 1 сентября
выбрано для него?
- Как вы думаете, всегда ли школа
была такой, как сейчас?
- Что, на ваш взгляд, поразило бы
ученика, попавшего по мановению волшебной палочки из школы прошлого в школу
сегодняшнего дня? Пофантазируйте!
- А могло ли ему
что-то показаться знакомым в современной школе?
- Давайте отправимся в путешествие в прошлое на машине
времени. Слайд 2
- Слайд 3 В
первобытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче опыта,
знания, традиций участвовали все члены общества. Приобщение детей к трудовым действиям,
обучение профессиональным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом
возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли
скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.
- Слайд 4 Наглядным примером первых формальных систем
образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых
платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии,
музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение
детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка
на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и
т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными
знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.
Подавляющая часть населения – крестьянство – обучала своих детей, передавая
им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в
воспитании детей принадлежала семье.
- Огромные преобразования были при царе Петре Первом. Слайд
5
- Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная
школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни в Москве открылась «школа
математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г.
в Петербурге Морской академии. Слайд 6 - 8
В петровское время была открыта Медицинская школа
(1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и
ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех
видах учебных заведений: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42
цифирных – для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах – для
обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала
особая общеобразовательная школа – «гимназия», в которой обучали в основном
иностранным языкам.
Особенно отметим цифирные школы.
Появление первых цифирных школ было связано с
формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения
дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный
характер.
Указы
1714 – 1715 годов предписывали заводить в каждой губернии цифирные школы и
записывать в них дворянских недорослей, а также детей государственных служащих,
зажиточных мещан и приказных в возрасте от 10 до 15 лет; им запрещалось
вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения.
В
1715 году, с появлением дворянских учебных заведений, цифирные школы
были преобразованы во всесословные (в список «всех» сословий, однако, не
входили крестьяне). Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и
архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Вместе с тем специальное математическое и
техническое образование не встретило признания у отдельных сословий. В 1716
году от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян. Под
предлогом пополнения архиерейских школ была отозвана из цифирных школ большая
часть детей духовенства. В 1744 году они были слиты с гарнизонными школами.
- Рассмотрим гравюру из «Азбуковника» Бурцева. Какая была
школа в то время, как проходили уроки, расскажите. Слайд
9
- Был выработан
пространный, состоящий из 164 правил поведения малолетних детей в семье, в
храме, в училище, за обедом, при встречах со взрослыми, в играх, сочиненный в
форме вопросов и ответов свод их благолепных обычаев. Автором этого сочинения,
озаглавленного «Гражданство обычаев детских», был
Епифаний Славинецкий, приглашенный в 1649 году из Киева в Москву «для научения детей славянороссийского народа
еллинской науке». Тогда только впервые узнала Русь о существовании
и таких наук, как педагогика и педиатрия.
- А теперь мы отправимся в земскую школу. Что же это за
школа? Слайд 10
- Земские школы были двух типов — одноклассные, с
трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним
учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырехлетним курсом, с
50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в
селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей
местной земской управы. Помимо обязательных предметов (Закон Божий, чтение,
письмо, арифметика, пение), земские учителя факультативным порядком преподавали
природоведение, географию, историю. Земства снабжали учителей лучшими из
существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во
многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные
библиотеки. Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей
нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной
классной комнате. Так как обучение не было обязательным, родители посылали
детей в школу по желанию, четкого начала и окончания учебного года не существовало.
Обучение, в среднем, продолжалось около 6 месяцев в году. Большинство детей не
заканчивало полный курс земской школы, так как крестьяне в массе не считали
образование сверх простой грамотности необходимым.
Учебный курс земской школы не давал никаких прав по образованию при поступлении
на государственную службу и призыве на военную службу. Прохождение курса
земской школы не давало права на поступление в средние учебные заведения, кроме
как в их первый класс на равных основаниях с детьми, прошедшими домашнее
образование.
- Рассмотрим картину Н.П. Богданова- Бельского «Устный
счёт». Слайд 11
На картине
изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель —
реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором
Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в
1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с
общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения
устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на
уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
- Мы
рассмотрели репродукции картин, которые помогли нам узнать в каких школах и как
обучались дети. А что же сейчас? Слайд 12
- Как изменилась организация работы учащихся?
- В чем вы видите изменения функции учителя?
- Как изменилось оборудование урока?
- А чему вас учит школа?
- Послушаем известную вам песню «Учат в школе».
- Что вы ещё можете добавить?
- Мы продолжим обращение к песням о школе, хорошо знакомым
вам. Вот куплет из «Песни первоклассника» (музыка Э. Ханка, слова И. Шаферана):
Нагружать все больше нас стали
почему-то,
Нынче в школе первый класс
Вроде института,
Нам учитель задает с иксами задачи.
Кандидат наук и тот над задачей
плачет…
- При всей шуточности этой песни, она ставит целый ряд
действительно серьезных вопросов, на которые я прошу вас ответить:
- Почему учиться стало сложнее?
- Не лучше ли, на ваш взгляд, снизить уровень требований к
школьникам?
- Я предлагаю обратиться к маленькому фрагменту еще одной
песенки о школе. (Можно не прослушивать музыкальный фрагмент, а лишь напомнить
часть стихотворения Ю. Энтина):
Первоклашка,
первоклассник,
У тебя сегодня
праздник!
Он серьезный и
веселый –
Встреча первая со
школой.
…
Пусть на плечи
ложатся заботы,
Но тебе ли о них
унывать?
С понедельника и до
субботы
Будешь знания ты
добывать.
- Обратите внимание на
слова: «будешь знания ты добывать». Поэт Ю. Энтин – был учителем и поэтому
формулирует очень точно: «знания добывать». А почему не будет столь
точным сказать: «знания получать»? Какое требование к современному
ученику проявляется в формуле: добывать знания?»
- Вы учитесь в московской школе.
Московская школа имеет особый статус, она находится в центре России, центре
науки и культуры. Условия московской жизни дают лучшие возможности для развития
школ города.
- Давайте вместе с
вами ответим на вопросы. Слайд 13
- Как вы думаете, будет
ли школа стоять на месте или обучение и преподавание всегда будет идти вперёд?
Почему?
- Нарисуйте школу, о которой вы мечтаете.
Слайд 14
|