Воскресенье, 30.04.2017, 15:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Крутько Натальи Евгеньевны

Форма входа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 480
Погода
Гости
Гости онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кто on-line?
Мини-чат

Советы родителям будущих первоклассников

Советы родителям будущих первоклассников
 
Считается, что к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в каком плане и не ухудшат его здоровье как физическое, так психическое. 

Проблемы у школьника возникают зачастую потому, что многие родители (и не только родители!) плохо себе представляют, какие же физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени (показателях) его готовности к школе. В большинстве случаев подготовка к школе подменяется вредным натаскиванием как дома, так и в подготовительных учреждениях. Вырабатывается неправильное отношение к школе, неумение трудиться и учиться вообще, неумение решать разного рода задачи, возникающие в общении, например, понимать и принимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с собственными. 

Детей очень часто в силу разных причин родители заставляют осваивать большую часть программы первого класса, и тем становится в школе просто неинтересно и скучно. Ребенок хочет и готов двигаться вперед, узнавать новое, а обстоятельства и школьная программа не позволяют. 

Воспитание в ребенке желания и умения учиться должно заключаться в выработке и поддержании интереса к познанию, в развитии способностей: познавательных (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи), рефлексивных, творческих и др. Многие родители не понимают, что именно от них, а не от воспитательницы, учительницы, зависит школьное благополучие ребенка. Именно от их поведения как в дошкольный период, так и во время обучения ребенка в школе. Если в семье малыша не ругают, когда у него что-то не получается, а всегда пытаются понять причину неуспеха, неудачи, обсудить ее с ребенком и помочь ему; если всячески показывают доверие к ребенку, программируют его на успех, если эмоционально благоприятная обстановка считается в семье нормой, то вероятность школьной дезадаптации очень мала. Только позитив, любовь, понимание, доверие и родительский пример воспитывают доброту, внимательность как качество личности, целеустремленность, самостоятельность и ответственность. 

Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты сами родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у ребенка тягу к знаниям, желание учиться и трудиться. Забегая намного вперед, приведем один очень показательный пример. Многие родители перестают читать ребенку в тот самый момент, когда он сам научился складывать буквы. Это очень большая ошибка. Когда ребенок, к примеру, просит почитать перед сном, нельзя отказывать ему и говорить: «Ты сам умеешь!». Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном месте сказки, истории, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда ненавязчиво можно посеять интерес к книге. В противном же случае этот интерес можно отбить навсегда. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно. 

Сколько же ошибок мы, взрослые, допускаем! Как же этого избежать? Как воспитать в ребенке качества и выработать умения, необходимые для школьного благополучия? Каковы факторы психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению? Чем вредно натаскивание и как от него застраховаться? Что делать, если время по психологической подготовке дошкольника упущено, а через несколько дней в школу? 

О школьной зрелости, готовности к обучению в школе, факторах психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению и т.п. уже сказано и написано очень много. Сейчас и у детского психолога, и в учебных пособиях для родителей будущих первоклассников, и на образовательных интернет-сайтах можно получить информацию о том, как, когда, сколько и чем заниматься с ребенком, как научить ребенка самостоятельности, целеустремленности, терпению, трудолюбию, умению справляться с трудностями. Узнать можно все. Но проблемы остаются. Почему? Да потому, что всем тем, кто занимается подготовкой ребенка неграмотно с педагогической точки зрения, начинать работу нужно с себя. 
Прежде чем, например, пытаться выработать у ребенка умение внимательно слушать, родителям (воспитателям) необходимо сначала самим этому обучиться. Зачастую родители (воспитатели) сами страдают неспособностью выслушать и понять ребенка. Неумение (хуже, если нежелание) помочь ребенку, невнимание, торопливость, раздражительность и т. п. – все это чревато впоследствии очень серьезными проблемами. 

Что касается определения степени готовности ребенка к школьному обучению, то надо хорошо усвоить такую вещь: самый главный показатель готовности к школе - это умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него ненасыщаемая познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. 
Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно. 
Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет. 

Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Работа ребенка 5-6 лет — это три минуты активного внимания. Но если ребенок не может сосредоточиться даже три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие. Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить. 

Опасно в очень раннем возрасте учить ребенка читать. Очень велика вероятность того, что у него сформируется неправильный механизм чтения. Впоследствии такие дети с трудом воспринимают содержание текста, не понимают смысл прочитанного. 
Если малыш выполняет какое-либо задание без удовольствия и без понимания – речь идет о натаскивании. Если форсируют обучение без учета желания и физиологических особенностей ребенка – речь идет о натаскивании. Если родители (воспитатели) в экстремально короткий срок хотят выработать у маленького человека какие-то навыки – речь идет о натаскивании. Например, при форсированном обучении чтению малыш выхватывает первые буквы, а дальше угадывает слово. Причем не всегда правильно. Он не ухватывает смысла. Одно из последствий такого обучения — «механическое чтение». Малыш очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии. В то время как при правильном подходе ребенок, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается, конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Здесь необходимо терпение и еще раз терпение. 

При натаскивании можно резко повысить осведомленность, но научить понимать закономерности, думать, сопоставлять, сравнивать и т.п. очень трудно. 
Для успешного обучения в школе необходимы хорошее развитие речи, внимания, памяти, хорошая координация движений. При натаскивании эти главные функции сформировать очень трудно. 
Подведем небольшой итог, ответив на вопрос, от чего же зависят успехи в школьном обучении, и рассмотрев метод психологической подготовки и предупреждения школьной дезадаптации на одном примере. 

Школьные успехи больше всего зависят от желания и умения учиться, от умения слушать, вникать в суть вещей, понимать происходящее, видеть и устанавливать закономерности, делать выводы, анализировать, следовать намеченному плану и т.д. 
Ребенок станет успешным тогда, когда научится понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя, принимать в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу. 
Необходимо помнить, что основными критериями психического развития дошкольников являются познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, уровень развития игровой деятельности, а также эмоциональное благополучие ребенка. Вся подготовительная работа должна проводиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, с учетом его сильных и слабых сторон. Подготовка к школьному обучению не должна заменять собой программу первого класса. Взрослым необходимо помочь ребенку адаптироваться к условиям и порядкам школы. Скоро в первый класс. 

Какие напутственные слова нужно сказать ребенку накануне важного и радостного события в его жизни – начала школьного обучения? Накануне того момента, когда он ощутит себя совсем в новом качестве? 
Каждый родитель решает это по-своему. Но очень важно сказать ребенку несколько простых и понятных слов, которые он захочет запомнить и запомнит надолго, которыми будет руководствоваться на протяжении долгих лет учебы, а то и всей жизни. Рекомендации родителям старших дошкольников и первоклассников по психологической подготовке ребенка к школьному обучению даются в огромных количествах. В то время как грамотных с точки зрения педагогики простых и понятных напутственных слов ребенку на пороге его новой жизни – немного. О чем же в воспитательных целях следует поговорить с завтрашним первоклассником накануне такого великого события? И поговорить так, чтобы ребенок понял, что: папа с мамой и все его близкие будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неудач, новая жизнь с ее радостями и огорчениями очень интересна и удивительна, любые трудности преодолимы и являются ничем иным, как средством выработки характера. Самая большая ценность – это знания. Школа – это твоя работа. Тот, у кого больше силы воли, тот и победитель. Всегда. Ребенок должен понять, что трудности преодолимы, были бы желание и, главное, сила воли, которую всегда можно воспитать. Это лучше обсудить задолго до поступления в школу и затем целенаправленно начать работу по воспитанию необходимых качеств. Тогда проблема «страшного» адаптационного периода не возникнет. Ребенку хватит сил, терпения и настойчивости преодолеть трудности этого периода.
Автор: Ольга Чеппе
Считаем дни...
Осталось...
Часы
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
Наша кнопка


Код кнопки:


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz